Autotuning-service

line

Меню
кнопка Контакты

Предоставляем услуги:

У нас можно приобрести:

www.autotuning-service.com.ua / :: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ::Автомобильный генератор: как он устроен и как его ремонтировать::

Автомобильный генератор в современном понимании порожден любовью человечества к электрическому свету. Машины эпохи зари автомобилизма имели лишь простейший узел под названием «магнето» – миниатюрный генератор, совмещенный с прерывателем зажигания, интегрированный в корпус двигателя и выдающий исключительно высоковольтные импульсы для работы свечей. Ни лампу, ни какой-то иной потребитель электроэнергии к магнето подключить было нельзя, поэтому машины XIX века освещали дорогу карбидными лампами, в которых горел ацетилен – от двигателя внутреннего сгорания помощи ждать не приходилось…

Однако достаточно скоро стало очевидно, что двигатель автомобиля должен порождать больше электричества: не только для собственной работы, но и для работы внешних потребителей – фар, клаксона, измерительных приборов передней панели, зарядки батареи и тому подобного. Поэтому рядом с высоковольтной «искровой» обмоткой магнето появилась дополнительная обмотка – низковольтная, дающая бортовое напряжение. МАГнето + ДИНамО-машина = магдино. Так стали называться первые генераторы.

Но поскольку магнето и магдино традиционно встраиваются непосредственно в двигатель, мощность их ограничена небольшими габаритами. И как только стало ясно, что рост мощности генераторов неизбежен, «гена» стал внешним – он переехал на кронштейн на блоке цилиндров и вращение стал получать от внешней передачи – ременной, а иногда цепной или шестеренчатой.

Первые генераторы вырабатывали постоянный ток, однако после развития в середине ХХ века полупроводниковой промышленности и появления мощных выпрямительных диодов генераторы стали производить переменный ток, который затем выпрямлялся до постоянного диодными мостами. Смена типа тока позволила скачкообразно в несколько раз и понизить габариты и массу генераторов, и поднять их мощность.

Собственно, современный генератор практически идентичен тому, что стоял на машинах, разработанных и 10, и 20, и 30, и более лет тому назад. Двигатели и КПП год за годом усложняются, а едва ли не главный внешний электроагрегат остается практически неизменным. Его конструкция неидеальна, но являет собой золотой баланс свойств и стоимости. Появляются, правда, дополнительные узлы и усовершенствования – например, вместо элементарного шкива для ремня на генератор может устанавливаться обгонная муфта, как в стартерном бендиксе, или в обмотке статора увеличивается количество катушек и усложняется диодный мост, но большинство генераторов все же по-прежнему обходятся классической конструкцией.

Как устроен генератор

Две половинки корпуса, отлитые из алюминия, образуют «бочонок» и стянуты друг с другом болтами. Внутри «бочонка» расположена кольцевая обмотка – катушка статора, с которой мы снимаем переменное напряжение. Снаружи к этой обмотке подключен диодный мост, прикрытый пластиковой защитной полукрышкой и делающий из переменного напряжения постоянное. Через корпус генератора проходит ось – вал, вращающийся на двух подшипниках и приводимый в движение за шкив ремнем от коленвала двигателя.

На валу генератора установлен и вращается вместе с ним ротор с катушкой внутри – электромагнит. Через пару скользящих контактов и угольные щетки на него подает управляющий ток регулятор напряжения, следящий за тем, чтобы генератор выдавал на выходе 14 вольт – без регулятора величина напряжения будет зависеть от оборотов и способна достичь нескольких десятков вольт, опасных для 12-вольтового автомобильного электрооборудования.

Неисправности генератора

Генератор на большинстве машин достаточно прост по конструкции, и благодаря этому количество разновидностей его неисправностей невелико, а диагностика несложна. «Плавающих» проблем, которые затруднительно выловить и локализовать, в нем практически никогда не бывает.

Самые слабые узлы генератора – не механические, а электронные: это диодный мост, состоящий из шести мощных диодов, объединенных в три группы на алюминиевой пластине-радиаторе, и регулятор напряжения. Выходят из строя они из-за перегрузки (из-за систематической работы с перегрузкой от нештатных потребителей тока, если прикуривать чужую машину, не заглушив свой двигатель, или из-за короткого замыкания в банках аккумулятора), из-за появления микротрещин от постоянной смены подкапотной температуры в широких пределах и проникновения в трещины влаги, а также иногда и вовсе без видимых причин – с электроникой это случается… В регуляторе напряжения еще вдобавок со временем стачиваются графитовые щетки. При этом и диодный мост, и регулятор напряжения в сборе со щетками могут быть заменены на новые.

На втором месте по выходу из строя – подшипники. Их в генераторе два — более мощный и массивный передний, а также задний – меньших габаритов. Страдает чаще всего передний, поскольку на него приходятся и нагрузка от туго натянутого ремня, и проникновение пыли и влаги извне. Подшипники проявляют себя гулом и визгом, который исчезает, если завести мотор при снятом ремне генератора. Они также могут быть заменены новыми.

На третьем месте – более неприятные неисправности, хотя и, к счастью, более редкие. Могут сточиться до основания два медных колечка на валу – контакты для питания обмотки ротора, по которым скользят графитовые щетки регулятора напряжения. Колечки эти достаточно долговечны, поскольку пружины щеток слабенькие, но, отработав несколько комплектов щеток, кольца с годами могут прийти в негодность. В качестве запчастей встречаются не всегда, и для конкретной модели генератора их можно не найти… Если же купить удалось, то снимаются с вала они единым блоком (залиты в пластик), и одним блоком же ставятся новые.

Еще от старости может произойти разрушение изоляции проводов обмотки статора и возникнуть короткое замыкание между витками. Как правило, такое ремонтировать невыгодно, хотя в принципе перемотка возможна. Неисправности типа разрушения корпуса рассматривать, наверное, не стоит, хотя и они, безусловно, случаются, и, как ни странно, некоторые отечественные производители генераторов поставляют в розничную продажу половинки «бочонка»…

Ремонт генератора

Теперь рассмотрим ремонт генератора на живом примере. Автомобиль ВАЗ-2115 приехал на сервис с проблемой отсутствия зарядки аккумулятора. Электрик, к его чести, не приговорил, не глядя (как это часто делается), диодный мост и регулятор скопом, а сперва проверил проводку к генератору, затем (не снимая генератор с машины) извлек из него регулятор напряжения и проверил его при помощи внешнего источника напряжения 15-16 вольт и нагрузочной лампы, сымитировав штатную работу – регулятор оказался исправен. Целыми оказались и щетки регулятора, контактные кольца на валу и обмотка ротора. После этого мастер посветил фонариком на диодный мост, увидел обугленный диод, сделал вывод о неисправности моста… и предложил полную замену генератора!

Вот такой неожиданный исход… Мы хотели понаблюдать за недорогим восстановительным ремонтом, а столкнулись с крупноузловой дорогостоящей заменой. Впрочем, ремонт уже завершен, машина восстановила подвижность и уехала, и у нас появилась возможность в спокойной обстановке внимательно взглянуть на генератор изнутри, изучить конструкцию и разобраться, прав ли был мастер. Более того, нам никто не запрещает починить его самостоятельно.

Генератор изнутри

Разборку генератора начинаем со снятия шкива с вала: 6-ручьевой шкив под поликлиновый ремень аккуратно зажимаем в тисках через алюминиевые прокладки и откручиваем гайку пневмогайковертом. Легкие следы замятия на шкиве не страшны, если они контролируемы и прогнозируемы – ни канавки, ни кромки не деформированы.

На валу виден паз под шпонку, однако шпонки самой нет, как нет и паза для нее в шкиве. На данном генераторе шкив крепится трением – затяжкой гайки с гровером с упором во внутреннее кольцо подшипника, а через него – в ротор.

Снимаем пластиковую «полукрышку», под которой прячутся диодный мост и регулятор напряжения. Видим, что мост неисправен – пробит как минимум один диод из шести. Это заметно даже без проверки тестером – видно, что диод обуглен.

Регулятор напряжения снимается легко – откручиванием двух гаек М8. Электрически его уже проверяли, визуально тоже видно, что щетки изношены незначительно. Продуваем, вытираем и откладываем в сторону.Теперь нужно демонтировать диодный мост. Как уже говорилось, снимается он непросто, после отпаивания шести выводов трех катушек обмотки. Используем 100-ваттный паяльник и небольшую «минусовую» отвертку, которой, постепенно прогревая раз за разом точки паек, приподнимаем мост. Каждую из шести точек пайки придется разогревать по 4-5 раз, чтобы снять мост осторожно, не вытянув провода из обмотки и не повредив лаковую изоляцию.

Проверяем тестером диоды моста – пробит один, тот, что был виден. Возникает вопрос – можно ли заменить один диод, а не целый мост?

Можно. Но, во-первых, такой диод не так-то просто купить. Стоит он рублей сто, но обычно в автозапчастях не продается. Найти его можно в конторах, занимающихся восстановлением и ремонтом генераторов и стартеров. А во-вторых, замена его – та еще проблема…

Даже при условии, что мы заимели новый диод, чтобы добраться до поврежденного, нужно разобрать «бутерброд» из двух алюминиевых и двух пластиковых «подков», для чего придется высверлить 4 алюминиевые заклепки, которые потом потребуется заменить винтами М3. После высверливания заклепок подковы продолжают удерживать вместе сваренные (да-да, сваренные, а не спаянные!) выводы диодов – и из-за замены одного нам придется перекусить кусачками контакт остальных пяти! Восстанавливать контакт придется уже не сваркой, а пайкой, что будет непросто – выводы очень короткие. После того, как клепки высверлены и сварка откушена, нужная «подковка» окажется у нас в руках. Можно выбить запрессованный диод и запрессовать новый при помощи тисков и подходящих оправок из торцевых головок на 10-12. После чего собрать «бутерброд подков», свинтив винтами и запаяв все перекушенные контакты. Скажем откровенно, даже у специалиста с изрядными навыками электромонтажных работ эта затея не вызовет энтузиазма, и мастер, порекомендовавший замену генератора, в принципе, прав…Однако если мы ремонтируем генератор самостоятельно, не переплачивая за вредность автоэлектриков, то затраты на новый диодный мост будут единственными затратами, и 900 рублей все равно окажутся заметно меньше 4,5 тысяч за новый генератор в сборе. Поэтому купим мост и продолжим разборку генератора, чтобы отдефектовать его до последнего винтика и быть уверенным в агрегате надолго!

«Располовиниваем» корпус и извлекаем статор с обмотками…

…затем и ротор…

Осматриваем скользящие контакты на роторе – износ хорошо заметен, но до мусорки еще далеко. Зачищаем шкуркой-нулевкой, измеряем сопротивление (должно быть 3-5 Ом; у нас – 3,5 Ом, норма) и откладываем в сторону.


В передней крышке подшипник зафиксирован от осевого перемещения фланцем. Откручиваем его и выбиваем подшипник, слегка нагрев крышку.

Раз «гена» разобран, грех не проверить наличие и состояние смазки в подшипниках, поддев ножом сальник. Увы, смазка загустела и нуждается в замене. Промываем подшипник в бензине, набиваем немного консистентной смазки, ставим на место сальниковые крышки.

Собственно, можно собирать генератор – в обратном порядке. Закрепляем подшипник в передней крышке, ставим в нее статор с обмоткой, вставляем в подшипник ротор, закрываем второй крышкой, соединяем крышки болтами, запаиваем на место диодный мост, прикручиваем регулятор напряжения, устанавливаем обратно пластиковую защитную крышку. Порядок! Генератор теперь будет ходить долго, и у нас есть уверенность, что он не скрывает в себе неприятных сюрпризов.

Приглашаем Вас в инсталляционный центр "Autotuning-service" . Будем рады Вам помочь. тел.: (044) 587-54-11; (098) 714-24-71; (097) 819-70-29;

 

 

 

cdma (044) 587-54-11
kyiv (098) 714-24-71
kyiv (097) 819-70-29
 
 

 

 

auto

(044) 587-54-11, (098) 714-24-71, (097) 819-70-29

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Copyright © 2013. Autotuning-Service.
Рейтинг@Mail.ru bigmir)net TOP 100 google catalog Яндекс.Метрика Реклама сайта каталог сайтів Украина онлайн